www.reklama.ru. The Banner Network.
НОВГОРОДСКИЙ КРЕСТ
Сначала большевики взялись за золото, а потом за людей
Андрей Рискин

Михаил Петров. Крест над молотом. - Новгород: НовГУ, 2000, 446 с.

ДО РЕВОЛЮЦИИ в Новгороде действовало почти полсотни православных храмов, а по всей губернии - более двухсот. Сегодня в Великом Новгороде только три действующих храма, да и в области возрождаются они с трудом - нет средств.

А ведь некогда Новгородская епархия была не только самой древней в России, но и одной из самых богатых. По данным профессора Новгородского государственного университета (НовГУ) имени Ярослава Мудрого Михаила Петрова, десять лет отдавшего изучению соответствующих архивов, в 1922 г. из Новгорода в Москву было вывезено два вагона церковной утвари, конфискованной в ходе реализации известного решения ВЦИК "об  [ изъятии >   < церковных >   < ценностей > " для борьбы с голодом.

Всего из Новгородской епархии вывезли серебра 9,179 тонны, а золота вместе с драгоценными камнями - 40,17 килорамма. Кстати, по данным сводки Информотдела ГПУ, в которой обобщены сведения об  < изъятии >   < церковных >   < ценностей >  на территории России на 4 июля 1922 г., обнаруженной Петровым в архивах Лубянки, всего золота было изъято 22 пуда 39 фунтов 1 золотник, серебра - 12 853 пуда 31 фунт 1 золотник 83 доли, драгоценных камней (сюда, скорее всего, входил и жемчуг) - 532 пуда 38 фунтов 20 золотников 15 долей.

Надо заметить, что конфискации подверглось не только принадлежащее Церкви. В Юрьевом монастыре, что под Новгородом, в потаенной каморе Георгиевского собора хранились ценности, собранные духовенством и горожанами в годы Первой мировой войны на нужды раненых и увечных (серебряные сервизы, портсигары, монеты из драгметаллов, не используемые в богослужениях священнослужебные изделия). Они были вывезены в столицу еще в начале февраля, до вступления в силу постановления ВЦИК.

Та же судьба постигла и хранящиеся в Десятинном монастыре ценности, вывезенные из православных храмов Риги в 1916 г., когда немцы подошли к городу. Удалось сохранить, передав в местный музей-заповедник, только малую долю (два-три десятка вещей) ценностей, ныне хранящихся в Грановитой палате Новгородского кремля. Если же учесть, что следы вывезенного потеряны безвозвратно, можно констатировать, что был уничтожен целый пласт русского церковно-ювелирного искусства XVIII, XIX и начала XX века.

Любопытно, что возглавлявшая музейный отдел Наркомпроса Наталья Седова, жена руководившего экспроприацией Льва Троцкого, разработала инструкцию, согласно которой комплексы вещей, имеющих культурно-историческую ценность, изъятию не подлежали. Если бы этот документ действовал, в Новгороде вообще ничего нельзя было брать. Но, увы, специально созданные комиссии выполняли распоряжение ЦК, а не Наркомпроса.

Между прочим, именно в 1922 г., после  < изъятия >   < церковных >   < ценностей ] , в Советской России появился весомый золотой червонец, возникли Гохран и Алмазный фонд, а через два года были отпечатаны серебряные полтинники с рабочим, кующим "светлое будущее". Не говоря уже о том, что уже осенью страна стала продавать хлеб за границу.

Через полтора десятка лет дошла очередь и до людей. Из 692 репрессированных в Новгородской области в 1918-1938 гг. священнослужителей 551 был приговорен к высшей мере наказания. Основной удар, конечно же, пришелся на период с августа 1937 г. по март 1938 г. И это не считая прикосновенных к церкви людей, то есть членов церковной общины и уж тем более председателей церковной двадцатки° Некое подобие церковной жизни в конце 1938 г. теплилось только в одной новгородской церкви - храме Архангела Михаила на улице Прусской, да и то лишь по той причине, что настоятель его был осведомителем НКВД. Он оказался единственным, кто дожил до 1941 г.

Эти и другие факты о жизни и смерти новгородских священнослужителей приводит профессор Михаил Петров в своей книге "Крест над молотом", выпущенной в НовГУ. Лучше всего проблемы, поднятые в ней, обозначил в своем предисловии член президиума РАН академик Валентин Янин, отметивший утрату "целого слоя священнослужителей, городских и сельских батюшек, причетников и монашествующих, посвятивших жизнь служению добру и проповеди мира".

Кстати, в книге приводится мартиролог репрессированных в 1918-1938 гг. священнослужителей Новгородской епархии.

Великий Новгород

материалы: Независимая Газета © 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000
Опубликовано в Независимой газете от 15.06.2000
Оригинал: http://exlibris.ng.ru/history/2000-06-15/4_novgorod_cross.html